Как удаленка заставила японские компании менять корпоративную культуру

Все категории:

Долгий рабочий день, жесткая иерархия и низкая мобильность — характерные черты корпоративной культуры японских компаний, которые мешают им развиваться. Однако вынужденный переход на удаленку заставил руководителей полностью переосмыслить рабочие процессы

У японских компаний не все в порядке с корпоративной культурой. Но, возможно, пандемия коронавируса поможет им справиться с давними проблемами.

За период с 1960-х до конца 1980-х в Японии сформировалась специфическая корпоративная система, казавшаяся в то время эффективной. Руководители тогда играли в управлении компаниями большую роль, чем акционеры: это позволяло фирмам строить долгосрочные планы, помогало поддерживать высокий уровень занятости и способствовало снижению уровня экономического неравенства. Когда сотрудник приходил в компанию, подразумевалось, что он проработает в ней всю жизнь, и работодатели были готовы вкладывать много сил и ресурсов в его развитие. И все засиживались на работе допоздна.

Но в 1990-е стало понятно, что сложившаяся культура далека от идеала. Топ-менеджеры, которые достигали вершины карьеры уже в зрелом возрасте, зачастую не хотели или же были просто неспособны модернизировать бизнес-модель компании или ее организационную структуру, чтобы адаптироваться к изменениям в сфере технологий, торговли, к переменам в структуре потребительского спроса. У перерабатывавших сотрудников не оставалось времени и сил на себя и свою семью. Менеджеры привыкли судить об эффективности работников по количеству часов, проведенных в офисе, а не по объему работы, выполненной за это время. «Пожизненное» трудоустройство оказалось ловушкой как для самих сотрудников, так и для их работодателей: молодые специалисты не могли полностью реализовать свои амбиции и потенциал, компаниям не хватало обмена опытом и знаниями. Кроме того, закрытая, маскулинная корпоративная культура стала большим препятствием на пути к гендерному равенству на рабочих местах.

Власти Японии в курсе этих проблем и пытаются бороться с ними всеми возможными способами: препятствуют переработкам, пытаются заставить компании перейти на модель управления, где акционеры принимают более заметное участие в управлении, поощряют гендерное разнообразие в рабочем коллективе. Но, несмотря на то, что удалось реформировать систему менеджмента и заставить корпорации нанимать больше женщин, оказалось непросто переломить привычную культуру с ее изнурительным и неэффективным рабочим графиком и системой управления, сфокусированной на затрачиваемых сотрудниками ресурсах для выполнения задания, а не на самом результате. Можно приказать работникам уходить из офисов раньше, но это не научит руководителей правильно оценивать их продуктивность.

Однако пандемия может стать для корпоративной Японии «шоковой терапией», в которой та давно нуждалась. В стране было зарегистрировано сравнительно немного случаев заболевания COVID-19. Тем не менее Япония ввела ряд ограничительных мер в апреле и начале мая, призвав компании хотя бы частично перейти на работу из дома.

Большинство не пришлось долго уговаривать. Например, рекламное агентство Dentsu (в 2017 году одна из сотрудниц компании погибла от переутомления на работе) перевела 5 тыс. сотрудников на удаленную работу, после того как один из них заразился коронавирусной инфекцией. Японские производители компьютерной техники и прочих товаров, необходимых для работы из дома, отметили рост спроса на свою продукцию. Пошли в гору дела и у компаний-разработчиков программ для дистанционной работы.

У перехода на удаленную работу есть много плюсов. Во-первых, менеджеры начинают оценивать подчиненных не по количеству часов, проведенных за рабочим столом, а по количеству заданий, выполненных сотрудником за определенный промежуток времени. Это, в свою очередь, заставляет начальство задуматься, какие задачи на самом деле важны, прежде чем поручать что-либо подчиненным. Во-вторых, работая дистанционно, люди начинают более тщательно планировать свой день. Дома всегда есть возможность отвлечься на уборку или общение с детьми, поэтому важно понять, сколько времени потребуется на выполнение рабочих задач. Помимо прочего это возможность проводить намного больше времени с семьей и при этом по-прежнему работать полный день. Наконец, благодаря удаленной работе можно сэкономить время на пути от дома до офиса и обратно.

Но это все в теории. Правда, пока что результаты действительно воодушевляющие — по крайней мере, по наблюдениям. Интернет-компания GMO Internet одна из первых отправила сотрудников на удаленку. Ее гендиректор был настолько доволен результатами вынужденных изменений, что задумался над тем, чтобы вообще не возвращаться в офис. Более 60% работающих японцев хотят и дальше работать из дома после пандемии. Несколько крупных финансовых компаний и производителей электроники заявили, что некоторые сотрудники продолжат работать удаленно в будущем. Федерация экономических организаций Японии Keidanren предлагает сделать удаленку постоянной, а не временной мерой.

Японии будет непросто адаптироваться к подобным изменениям. Сотрудникам компаний и их менеджерам понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к новой системе оценки эффективности, где главным является результат. Не удивительно, что многие японцы отметили, что на удаленке они стали работать менее продуктивно. Но выигрыш в долгосрочной перспективе окупит краткосрочные издержки.

Правительство Японии и такие организации, как Keidanren, могут облегчить процесс адаптации. Прежде всего, необходимо больше рассказывать о программах и устройствах, которыми можно пользоваться для защиты данных, видеоконференций и других важных аспектов удаленной работы. Также можно ввести налоговые льготы для компаний, чьи сотрудники работают дистанционно. А крупные медиахолдинги (например, NHK) могли бы выпускать образовательные телепрограммы и документальные фильмы (или даже развлекательные шоу и сериалы, демонстрирующие, что удаленная работа — это нормально), которые помогли бы людям узнать, какие плюсы есть на удаленке.

Японская устаревшая и неэффективная корпоративная культура — одно из главных препятствий, мешающих компаниям страны вернуть былую конкурентоспособность, увеличить продуктивность сотрудников и создать здоровый баланс между работой и свободным временем. Удаленная работа вполне может оказаться той встряской, в которой так давно нуждались японские корпорации.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Взглянуть на Шекспира

О внешности Шекспира судить трудно. Мы не располагаем надежно датированными прижизненными портретами или описаниями внешности драматурга. О портретах,…