Почему мы садимся в самолёт именно с левой стороны по ходу движения?

Все категории:

Казалось бы, двери есть с двух сторон, да и какая разница? Но история вопроса на несколько тысячелетий старше гражданской авиации.

На заре своего развития гражданская авиация перенимала много привычек, терминов и даже примет из судоходства.

На корабли тоже принято всходить слева. Сейчас так делают не всегда и просто по традиции. А раньше это было не суеверием, а вопросом удобства.

img

Это потому что на современных судах есть Судовой Руль – огромная железная пластинка, болтающаяся прямо за подводным винтом.

Набегающий поток воды направляется в сторону вдоль пластины руля, а само судно по закону сохранения импульса поворачивается в противоположную сторону

img

Судовой руль – штука очень тяжёлая, ведь у набегающего потока огромная тяга.

Чтобы вращение штурвала привело к повороту руля – недостаточно было просто привязать тросики к штурвалу.
Нужно было гидравлическое или электрическое усиления руля. А изобрели его не так давно.

img

Поэтому до изобретения гидроусиления руля поворачивали не штурвалом и судовым рулём, а судовым веслом – отдельным широким веслом ближе к корме судна.

Как можно видеть, рулевое весло висит не прямо по центру на корме (как руль), а сбоку.

img

Маленькими лодками можно рулить и по центру с кормы. Но вот с большими кораблями такое не прокатит – нужно много сил для вращения таким веслом. А значит, рулевому нужны скамейка и упор, как для обычного весла.

[Подождите, самолёты уже совсем скоро!]

Вот именно из-за того, что нужен упор и рулевой должен сидеть на скамейке – рулевое весло и свешено на бок.

Ну конечно, на правый. Большинство людей – правши. Большинство моряков, значит, тоже. Правая рука более сильная – ею и надо ворочать огромное весло.

Правый борт, занятый рулевым веслом называется Штирборт (от голл. stuur – руль, а оно от скандинавского stýri).

Другой же борт, левый, называется Бакборт. Этот борт был свободен ото всяких торчащих вёсел. А значит, им полностью можно было пришвартоваться!

Вот, уже чувствуете, откуда ветер дует?

img

Давайте маленький промежуточный итог, а потом резко вернёмся к самолётикам:

Из-за того, что матросы, как и все живые люди, были правшами, корабли раньше швартовались левой стороной, свободной от рулевого весла.

Сейчас так уже делать необязательно, но по привычке иногда делают

Возвращаемся к самолётам.

На заре авиации вообще было всё равно, с какой стороны садиться: самолёты были похожи на тележку с вентилятором, и можно было хоть сальтухой прыгнуть в “салон” сверху.

img

Но определённости добавила разработка первых самолётов-амфибий.

Судовые рули уже изобрели, но привычка садиться слева ещё не была забыта. Вот и первые самолёты-амфибии по привычке швартовали к причалам слева.

img

А вслед за ними – и обычные самолёты принимали пассажиров слева.

Но обращаю внимание: это ещё не стандарт! Так делали просто по привычке и ничто не мешало с таким же успехом сажать пассажиров справа: двери были по обе стороны.

img

(кстати, тут позволю себе очевидную ремарку: в наше время сажать пассажиров сразу с двух сторон бессмысленно: время посадки от этого не уменьшится, ведь скорость посадки всё равно ограничена шириной прохода. ваш КЭП)

Принимать же решение о том, с какой конкретной стороны сажать пассажиров пришлось в 40-х годах, когда сложился авиатрафик и аэропорты стали отправлять по несколько десятков рейсов в день.

Бардак в этом вопросе приводил к хаосу: пассажиры сбивали грузчиков, а экипаж терялся.

img

Ну а так как было не принципиально, поступили по привычке: пассажиров стали сажать слева. А складывать багаж и вносить бортовое питание – справа. Вот до сих пор так и живём.

img

Но есть и исключения.

В этом году на Фарерах нас высаживали на трап через правую дверь А320. Справа садился и в BN-2 Islander – но там вообще двери на каждый ряд в шахматном порядке.

А ещё есть Як-40 с хвостовым трапом…

img

Но всё это – исключения, когда в аэропортах небольшой трафик, а багажа немного или он вносится вручную самими пассажирами. В больших аэропортах такие самолётики обычно паркуют на дальнюю стоянку, чтобы они не создавали хаоса на основной рампе.

Такие вот дела.

Так что если вкратце – мы садимся в самолёты слева, потому что большинство людей правши. Были бы левшами – садились бы справа.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Тайны генома двоечника

Множатся неопровержимые научные свидетельства того, что глупость человеческая закодирована в генах Когда мне было лет восемь или девять,…
Читать дальше...

Быть и чувствовать: каково быть тучным в жирофобном обществе

Тучное тело подвергается суровому осуждению, считается патологическим и является предметом интенсивного обсуждения, вращающегося вокруг того, как уменьшить такое тело в размерах…