Рафаэль и тайна синего цвета

Все категории:

Исследование фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» на римской вилле Фарнезина показало, что художник использовал при работе над ней пигмент египетский синий, популярный в древности, но впоследствии забытый. Возможно, Рафаэль сам воссоздал древний рецент.

Египетский синий — возможно, самый древний пигмент, который люди научились получать искусственно, а не просто брать из природного источника. Древнейшие его следы в Египте археологи относят к III тысячелетию до нашей эры. Пигмент представляет собой тетрасиликат кальция-меди (CaOCuO(SiO2)4). У него имеется природный аналог — минерал купрориваит, но его кристаллы очень маленькие, так что открыт он был лишь в 1938 году. А искусственный пигмент египетские мастера получали, сплавляя кальцит, песок и содержащие медь минералы (азурит или малахит): Cu2CO3(OH)2 + 8SiO2 + 2CaCO3 → 2CaCuSi4O10 + 3CO2 + H2O. В течение трех тысячелетий ярко-синий краситель использовался в египетском искусстве. Он был применен при создании бюста Нефертити и некоторых фаюмских портретов.

В античную эпоху пигмент широко экспортировался из Египта в страны Средиземноморья. Римляне обозначали его словом caeruleum, производным от caelum — небо. Лишь после распада Римской империи его производство стало падать, и постепенно он оказался забыт. Подробнее об истории египетского синего можно прочитать в очерке Кирилла Власова.

Рецепт пигмента сохранился в труде Витрувия «Десять книг об архитектуре» (I век до н. э.):

«Приготовление лазури было впервые изобретено в Александрии, а впоследствии ее начал изготовлять Весторий в Путеолах. Способ ее получения довольно замечателен. Растирают песок с селитряным цветом настолько тонко, что он превращается как бы в муку; ее посыпают опилками кипрской меди, содранными грубыми напильниками, для получения теста, которое затем скатывают руками в катышки и лепят их для сушки; после того как они высохнут, их складывают в глиняный горшок, а горшки ставят в печь; когда же медь и песок, нагревшись от сильного огня, сплотятся, то, взаимно друг в друга испаряясь, они утрачивают природные свойства и, потеряв свои качества под действием силы огня, достигают лазоревого цвета» (VII, 11, 1. Перевод Ф. А. Петровского).

Хотя в Средние века в монастырских библиотеках имелись рукописные экземпляры трактата Витрувия (их дошло до нас 92 экземпляра), книга не оказывала влияние на практическую деятельность, вероятно, из-за того, что использованная автором латинская терминология стала непонятной для читателей, живших через тысячу с лишним лет. «Возвращение» Витрувия состоялось в 1414 году, когда флорентийский гуманист Поджио Браччолини нашел экземпляр трактата в библиотеке монастыря Святого Галла в Швейцарии. В 1486 году веронский ученый Джованни Сульпиций подготовил первое печатное издание латинского текста, десять лет спустя вышло второе издание. Художники Высокого возрождения читали Витрувия и находились под его влиянием. Размышляя над приведенными в трактате идеальными пропорциями человеческого тела, Леонардо да Винчи рисует в своем дневнике около 1490 года знаменитого «Витрувианского человека». В 1511 году в Венеции было напечатано первое издание с иллюстрациями, а в 1521 напечатали первый перевод труда на итальянский язык.

Работа Рафаэля над фресками виллы Франезина шла в 1511–1512 годах. Вилла была построена как загородная резиденция Агостино Киджи, сиенского купца и банкира, кредитовавшего римских пап Юлия II и Льва X. Киджи был в то время самым богатым человеком в Риме и пригласил украшать стены своей виллы самых знаменитых художников, в том числе Рафаэля, который выполнил фрески «Триумф Галатеи» и «Амур и Психея» в лоджии первого этажа. Первая из фресок изображает нереиду Галатею стоящей на раковине, запряженной двумя дельфинами, вокруг находятся тритоны и нереиды, а сверху купидоны направляют на Галатею свои стрелы. Фреска иллюстрирует стихи Анджело Полициано (1454–1494).

Дельфины, в колесницу запряженные, Мчат Галатею, правящую ими, Плывут и дышат вровень, окруженные Резвящимися тварями морскими: Кто исторгает брызги вод соленые, Кто кружится, играет с остальными. (Стансы на турнир, Книга I, CXVIII. Перевод А. Триандафилиди).

Ходили слухи, что Рафаэль в образе Галатеи изобразил знаменитую римскую куртизанку Империю Коньяти, любовницу хозяина виллы. Однако, по другим сведениям, сам Рафаэль отрицал, что его Галатея написана с реальной женщины. «Когда он закончил Галатею, один придворный спросил, как ему удалось найти такую прекрасную модель. Художник ответил, что он не копирует натуру, а следует “некой идее”, сложившейся у него в голове» (Гомбрих «История искусств», гл. 15, перевод В. А. Крючковой).

Реставрационные работы на вилле Фарнезина начались в 2019 году. Присутствие во фреске египетского синего пигмента было выявлено при помощи микрорентгенофлуоресцентной спектроскопии. Примечательно, что во второй работе Рафаэля на вилле — «Амур и Психея» — этот пигмент не обнаружен, синие элементы изображения сделаны на ней при помощи лазурита (Агостино Киджи мог позволить себе это). Нет египетского синего и во фресках, выполненных на вилле другими художниками.

Мог ли Рафаэль и другие художники его времени восстановить рецепт синей краски, пользуясь ставшим доступным для них текстом Витрувия? Еще совсем недавно ученые сомневались в этом. Одна из причин сомнений в том, что в рецепте Витрувия пропущен один компонент. Там не хватает карбоната кальция. В Египте его источником служил кальцит, а в Риме времен Витрувия кальцит добавлять не приходилось, так как итальянский речной песок и без того богат карбонатом кальция. С другой стороны, если отсутствие кальцита не мешало римлянам I века до н. э., почему оно помешает приготовить пигмент в XVI веке нашей эры?

Возможно, более важным доводом служило отсутствие египетского синего в работах европейских художников с X и вплоть до XIX века. Поэтому считалось, что рецепт удалось восстановить лишь после того, как образцы пигмента стали находить во время археологических раскопок. Первым химиком, исследовавшим их, стал знаменитый Хэмфри Дэви в 1814 году, посетивший раскопки терм Тита в Риме. Окончательно технология была восстановлена в последней трети XIX века.

Однако в XXI веке при исследовании химического состава фресок был обнаружен ряд случаев применения египетского синего в Италии XVI века. Так что есть вероятность, что мастера эпохи Возрождения смогли изготовить древнюю краску. Косвенным доводом в пользу того, что ее применял Рафаэль, служит письмо художника к своему другу Бальдассаре Кастильоне, где он благодарит за восторженный отзыв о Галатее и связывает свою картину с древними произведениями, описанными Витрувием. Правда, это письмо сохранилось в копии и подлинность его многими ставится под сомнение.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Пятничный кошмар: зубная фея, окаянные Ироды и кривое летоисчисление, Государство иудеев, 37 г. до н. э.

Предвестник полосатого Фредди Говорят, за невинным детским фасадом может скрываться страшная историческая подоплёка. Помните, тупо прикольное: — Дяденька,…
Читать дальше...

Хорошо!

Скрыла та зима, худа и строга, всех, кто навек ушел ко сну. Где уж тут словам! И в…