Портрет Марии Болейн

Портрет Марии Болейн (фрагмент)
Все категории:

В британской Королевской коллекции живописи картина, ранее известная как «Портрет молодой женщины», была идентифицирована как изображение Марии Болейн, старшей сестры знаменитой Анны Болейн.

Хотя Мария и была замужем за одним из королевских приближенных Уильямом Кэри, она раньше незамужней сестры привлекла внимание короля. Ее роман с Генрихом начался в 1520 году и продолжался около пяти лет. В 1523 году Генрих дал имя «Мария Болейн» новому кораблю, а отец Марии получил титул виконта. Утверждали даже, что ее дочь Екатерина или сын Генри, а то и оба ребенка, были рождены от короля. По воспоминаниям некоторых современников, Генри был внешне похожим на Генриха VIII. Однако в королевском отцовстве есть сомнения, так как Генри родился в 1526 году, когда в сердце Генриха уже царила младшая сестра Анна (и в ее честь Генрих тоже назвал корабль).

Муж Марии вскоре умер. Спустя примерно год после коронации сестры Мария вновь вышла замуж за незнатного человека — младшего сына землевладельца из Эссекса Уильяма Стаффорда. Они обвенчались тайно, и брак обнаружился лишь после беременности Марии. Семья Болейн осудила ее поступок. Мария с мужем были удалены от двора. Финансовое положение Марии стало настолько отчаянным, что ей пришлось умолять советника короля Томаса Кромвеля поговорить с Генрихом и Анной от ее имени. В письме Мария признавала, что могла бы быть избрана «более знатным по рождению человеком», но никто никогда не мог бы полюбить ее так сильно или быть более честным человеком. «Я лучше просила бы подаяние с ним, чем была величайшей королевой в христианском мире. И я искренне верю <…> он не оставит меня, чтобы стать королем».

Ни Генрих, ни отец с братом не откликнулись на просьбы Марии о помощи. Помогла ей только сестра Анна, послав золотую чашу и какое-то количество денег. Но о возвращении Марии ко двору речи быть не могло. Дальнейшие события жизни Марии Болейн почти неизвестны. Она жила с новым мужем в графстве Эссекс, родила еще двух детей и умерла по неизвестной причине в 1543 году в возрасте сорока с небольшим.

img

Считавшийся безымянным портрет находится в спальне Марии Стюарт во дворце Холируд в Эдинбурге, где по традиции британские монархи живут во время официальных визитов в Шотландию. Исследован он был в рамках большого проекта Королевского музея изящных искусств в Брюсселе по изучению картин на дереве Якоба Иорданса и Антониса ван Дейка (Jordaens Van Dyck Panel Paintings Project, JVDPPP). Хотя авторами портрета ни один из этих художников не был, он привлек внимание ученых, так как написан в стиле фламандского художника Ремигия ван Лемпута (Remigius van Leemput, 1607–1674). Этот художник, живший в Лондоне с 1632 года, долго работал в мастерской ван Дейка и специализировался на создании копий картин, особенно исполненных ван Дейком портретов британских аристократов. Поскольку далеко не все оригиналы сохранились, работы ван Лемпута вызывают интерес у специалистов по наследию ван Дейка.

В Королевской коллекции хранится четырнадцать женских портретов работы ван Лемпута. Они известны под общим названием «Красавицы» (Beauties). На тринадцати изображены женщины с прическами и в одежде, характерных для XVII века, и лишь на одной женщина причесана и одета по моде XVI века. Известно про картину было немного. В 1963 году тогдашний хранитель королевской коллекции живописи сэр Оливер Миллар написал в книге «Картины из Собрания Ее Величества Королевы времен Тюдоров, Стюартов и начала георгианской эпохи», что в XIX веке эта картина считалась одной из копий портрета Анны Болейн, выполненного Гансом Гольбейном, но в 1861 году он был внесен в каталог как просто «портрет женщины».

Дендрохронологический анализ дубовой доски, на которой написан портрет, был проведен в сентябре 2019 года. Он показал, что доска была вырезана около 1629 года из того же дерева, что и еще один портрет из числа «Красавиц». Архивные исследования позволили опознать женщин с обоих портретов благодаря найденным фотографиям двух картин из частных коллекций, где сохранились подписи с именами моделей. Женщина в одежде XVI века оказалась Марией Болейн, а женщина XVII века — Маргарет Смит, женой Томаса Кэри, который приходился Марии Болейн правнуком. Через несколько лет после того, как портрет был написан, Томас Кэри умер, и Маргарет вышла замуж за сэра Эдварда Герберта.

Нынешний хранитель королевской коллекции картин Десмонд Шоу-Тейлор отозвался о результатах исследования восторженно: «Это просто потрясающе! У нас нет ресурсов, чтобы применить техническое исследование, такое как дендрохронология, ко всей коллекции, которая состоит из семи тысяч картин, поэтому замечательно, что сотрудничество с JVDPPP помогает нам в этом. Одна из вещей, которую я бесконечно пытаюсь сделать, — это правильно сгруппировать картины, чтобы разобраться в их истории и их отношениях друг с другом. Когда блудный сын воссоединяется с семьей, на небесах царит радость. Это в значительной мере увеличивает ценность и понимание всей группы».

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Убийство МакГаффина. «Психо» Хичкока: знаем ли мы, что на самом деле случилось в одной из самых страшных сцен в истории кино

[Content is hidden] Sorry, pal. It is for registered users only Источники / Sources Убийство МакГаффина. «Психо» Хичкока:…
Читать дальше...

Тайна господина W.H.

Недавно в оксфордском научном журнале Notes & Queries появилась статья американского исследователя Джеффри Кавени (Geoffrey Caveney), где предлагается…
Читать дальше...

Анна Алексеева: «Я всегда в этом долбаном телефоне». 4 истории о зависимости от соцсетей

Две трети россиян зарегистрированы в социальных сетях. Более половины проводят в них до 4 часов в день, а 3% — весь день. Люди, которые осознали свою зависимость от соцсетей, рассказали «Снобу», как борются с ней, зарабатывают на ней и что из этого выходит