Из-за чего королева Мария Медичи враждовала с сыном и Как стала «содержанкой» художника Рубенса

Все категории:

История Марии Медичи настолько эпична, что в это трудно поверить. Неудачный брак, жажда власти, побег и ненависть к собственному сыну – лишь малая часть того, с чем ей пришлось столкнуться. Некогда могущественная и властная женщина, навсегда изгнанная собственным сыном, закончила свои дни бедной нищенкой, зависящей от щедрости художника Питера Пауля Рубенса. Но её имя навсегда вошло в историю, оставив в ней неизгладимый след.

1. Брак с Генрихом IV

Бракосочетание Марии Медичи с королём Франции Генрихом IV. \ Фото: pinterest.com.
Бракосочетание Марии Медичи с королём Франции Генрихом IV.

После первого весьма неудачного брака, Генрих IV Французский женился на Марии де Медичи в тщательно спланированной церемонии, состоявшейся во Флоренции. Будучи королём, он не мог покинуть своё королевство, а Мария, будучи незамужней женщиной, не могла покинуть Флоренцию, поэтому их брак был заключён по доверенности и считался последней альтернативой для Генриха. Первоначально он намеревался жениться на своей давней любовнице, Габриэль д’Эстре. Свадьба намечалась на Пасху 1599 года. Однако его надежды рухнули, когда Габриэль, будучи беременной на пятом месяце, внезапно заболела и умерла, родив мертворожденного мальчика. Поскольку у Генриха не было наследника от первой жены, ему нужна была женщина, которая могла бы родить ему сыновей. Мария была как раз той самой избранницей, на которую король делал очередную ставку. Да и огромное приданое в шестьсот тысяч крон, которое она привезла с собой, тоже не стало лишним в новом королевском дворе.

2. Дети Марии

Мария с Генрихом и детьми. 

Как только Мария связала свою жизнь с Генрихом и оказалась во дворце, она тут же приступила к своим прямым обязанностям. И в скором времени у супругов родился первенец, будущий король Людовик XIII. Луи был болезненным ребёнком с целым рядом недугов, как душевных, так и физических, которые беспокоили врачей. Многие опасались, что он не доживёт до трона, но Мария позаботилась о том, чтобы подарить королю ещё одного наследника.

Впрочем, за десять лет у неё родилось шестеро детей, пятеро из которых дожили до своего совершеннолетия, а это весьма приличный и нехарактерный для того времени показатель. Одна из её дочерей стала королевой Испании, другая удостоилась чести стать герцогиней Савойской, а третья, выйдя замуж за Карла I, стала королевой Англии. Что же касается её сына Гастона, то он практически всю жизнь скрывался при французском дворе, время от времени разжигая распри против своего старшего брата в попытках заполучить трон.

3. Измены Генриха

Габриэль д'Эстре - одна из фавориток Генриха IV. \ Фото: favoritesroyales.canalblog.com.
Габриэль д’Эстре – одна из фавориток Генриха IV. 

Несмотря на то, что у них родилось несколько детей, их брак был далеко не показательным. Король продолжал всё также заводить любовниц, меняя девиц как перчатки, словно жены у него и вовсе не было. Среди его избранниц были и фаворитки, которые пользовались особыми привилегиями, как и их дети, рождённые от Генриха. Зная о похождениях мужа, Мария стоически терпела происходящее то закрывая глаза на похождения короля, то пытаясь хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Но всё было тщетно и супруг продолжал кутить, не обращая внимания на сплетни, слухи и попытки жены вразумить его. При этом, Генрих довольно-таки ревностно относился к друзьям и подругам супруги, которые одним лишь своим присутствием могли вывести его из себя, тем более, когда она проявляла щедрость по отношению к некоторым из них.

4. Коронация Марии

Питер Пауль Рубенс: Коронация Марии Медичи. \ Фото: walmart.com.
Питер Пауль Рубенс: Коронация Марии Медичи. 

На протяжении всей своей жизни Генрих пытался найти баланс между враждующими религиозными группировками, что ещё в больше степени сделало его врагом в глазах фанатиков. Он пережил множественные покушения, но в конце концов был убит свирепым католиком, который нанёс ему ножом две смертельные раны. После смерти короля Генриха, его старший сын Людовик взошёл на престол, но в силу своего возраста он не мог быть полноправным королём, поэтому его мать, Мария, став регентом, начала править от его имени.

Скоропостижная смерть Генриха и внезапная коронация Марии (после десяти лет брака), вызвали множество подозрений и по дворцу стали ходить слухи, что новоиспечённая королева Франции причастна к смерти короля.

5. Дворцовый переворот

Будущий король Людовик XIII.

Мария прекрасно понимала, что удерживать власть в своих руках не сможет вечно, и что как только Людовику исполнится тринадцать лет, она вынуждена будет передать бразды правления ему. Но королева-регент не спешила расставаться с тем, что принадлежало ей «по праву». Она всячески ограждала Луи от политики и его попыток вникнуть в суть правления, постоянно унижая его на людях и высмеивая любые попытки принять то или иное решение.

Также Мария продолжала всячески поддерживать своих итальянских друзей. В итоге Кончино Кончини стал её ближайшим помощником. С его помощью она ловко решала свои задачи, выискивая выгодные стороны и добиваясь своего. Но её поступки и чрезмерно транжирство королевской казны лишь с каждым днём усугубляли положение горе-королевы, чья репутация падала с каждой минутой, вызывая возмущение у негодующей толпы, как со стороны дворян и собственного сына, так и со стороны простого люда.

В итоге Людовик вместе со своим другом Шарлем де Люином начали дворцовый переворот. Главный советник королевы был убит, его жена обезглавлена за колдовство, а её останки были сожжены. Что же касается Марии, то изначально её поместили под домашний арест, а после сослали в замок Блуа.

6. Побег

Питер Пауль Рубенс: Мария де Медичи.

Но Мария оказалась не из робкого десятка. Эта женщина, находясь в заточении, решила не сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как у неё пытаются отобрать власть.

Проведя два года в замке Блуа, она не только спланировала свой побег, но и обзавелась достаточно мощной поддержкой среди нескольких верных и преданных дворян, а также армии, ставшей на её сторону.

Однажды зимней ночью 1619 года, Мария при помощи солдат и служанок совершила побег из замка. И всё бы ничего, но как только её спустили вниз по верёвочной лестнице, проходившие мимо охранники приняли королеву за девицу лёгкого поведения. Один из них даже поинтересовался о том, сколько будет стоить провести ночь с ней, на что Мария попросту отшутилась и продолжила свой путь. Но по дороге взволнованная королева вспомнила о том, что забыла шкатулку с драгоценностями неподалёку от замка. Она собиралась продать их, а полученные деньги потратить на армию, которая помогла бы ей свести счёты с собственным сыном. В итоге, экипажу пришлось вернуться на место побега. К счастью, шкатулка обнаружилась в траве, а её содержимое было в ценности и сохранности.

7. Заключение мира

Людовик XIII. \ Фото: giantbomb.com.
Людовик XIII.

Отношения Марии с её протеже Ришелье поначалу были взаимовыгодными для обеих сторон. Он занимал пост государственного секретаря и был одним из самых видных священнослужителей Франции. После того как Мария сбежала из тюрьмы и пригрозила начать войну против своего сына в 1619 году, Ришелье был призван посредником в заключении мира между матерью и сыном, который состоялся с Ангулемским договором. Согласно этому соглашению, Мария останется свободной, будет иметь собственный двор и сможет участвовать в королевском совете.

Ришелье произвёл впечатление на молодого короля и вскоре стал одним из его ближайших советников. При поддержке Марии и Людовика XIII Ришелье был возведён в сан кардинала в 1622 году. В начале 1620-х годов Ришелье был основной силой, стоявшей за политикой и действиями Людовика XIII против гугенотов или французских протестантов. Он вступил в заговор против главного министра короля Шарля Де Ла Вьевиля и в скором времени обвинил его в коррупции. Затем Ришелье занял его место в качестве эффективного премьер-министра Франции. Многие историки считают Ришелье архитектором французского абсолютизма, и десятилетия его пребывания у власти были огромным вдохновением для Людовика XIV и других будущих монархов.

8. Строительство Люксембургского дворца

Люксембургский дворец. 

Как только Мария помирилась с сыном, она решила построить в Париже роскошный дворец, чтобы прославить своё положение. Строительство Люксембургского дворца началось в 1615 году, но остановилось, когда Мария впала в немилость. Тем не менее, она вернулась к проекту спустя несколько лет. Архитектор Саломон де Броссе построил дворец и его знаменитые сады вдоль левого берега Сены.

9. Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс. \ Фото: journaldespeintres.com.
Питер Пауль Рубенс. 

В одном крыле Люксембургского дворца Мария создала специальную галерею для показа серии картин мастера эпохи барокко Питера Пауля Рубенса. Два десятка шедевров были заказаны в начале 1620-х годов и предназначались для создания визуальной биографии её жизни. Известные как цикл Марии Медичи, картины аллегорически изображают значительные события в её жизни, включая брак по доверенности, смерть мужа и провозглашение её регентства, а также переговоры в Ангулеме. Она также заказала серию картин, чтобы рассказать историю своего мужа, Генриха IV, но они так и не были завершены.

Картины были ранней практикой в области связей с общественностью, но визуальная биография, которую они создали, вряд ли была правдивым рассказом о событиях. Марию снова и снова изображали спасительницей Франции, хотя на самом деле она несколько раз чуть не загнала страну в могилу.

10. Заговор и поражение

Гастон Орлеанский. \ Фото: brigittegastelancestry.com.
Гастон Орлеанский.

Несмотря на заключение мира с сыном, положение Марии во Франции вновь ухудшилось в конце 1620-х годов. Король Людовик XIII и Ришелье систематически отменяли всё, что она делала в качестве королевы-регентши, и это приводило Марию в ярость. Ришелье сыграл важную роль в том, чтобы вернуть Францию в положение, противоположное испанской и Габсбургской империи, по существу, повернувшись против Марии. Она сговорилась против Ришелье со своим младшим сыном, Гастоном Орлеанским, но кардинал оказался слишком могущественным, чтобы вдовствующая королева могла свергнуть его.

11. Изгнание

Мария Медичи. \ Фото: google.com.
Мария Медичи. 

Мария сделала всё, что могла, чтобы дискредитировать Ришелье и избавиться от него. 10 ноября 1630 года, в минуту необузданного гнева, она обрушила на кардинала поток оскорблений, выдвигая перед сыном все обвинения, какие только могла придумать. Луи вышел из комнаты, не сказав ни слова, что королева восприняла как добрый знак. Она верила, что её сын уволит своего главного министра, и старалась, чтобы все при дворе знали, что истинная власть на троне принадлежит ей, а не Ришелье.

Придворные стекались в покои Марии, чтобы выразить своё подобострастное уважение женщине, которая, как все верили, будет управлять будущим Франции, но это было ошибкой. Когда на следующий день Людовик XIII посетил свою мать, она ожидала, что он объявит о кончине Ришелье. Вместо этого, в тот день, который навсегда запомнился как «День дураков», Людовик XIII предпочёл Ришелье своей матери. Он сделал свой второй официальный разрыв с Марией, которая была арестована, а затем выслана из Франции. В 1631 году она была изгнана, оказавшись в Испанских Нидерландах, прежде чем отправиться в Кёльн.

12. Содержанка

Сен-Дени в Париже. \ Фото: chudesnyemesta.ru.
Сен-Дени в Париже. 

В течение последних одиннадцати лет своей жизни она была обездолена, перейдя от королевской власти к жизни в изгнании. В 1642 году Мария умерла в Кёльне, где жила на средства Питера Пауля Рубенса, того самого человека, который когда-то так величественно прославил её жизнь. Через несколько месяцев после неё похоронили Ришелье, а в 1643 году – её сына.

Мария вернулась во Францию только после смерти: её тело было погребено в королевской базилике Сен-Дени в Париже. До самого конца своей жизни она не переставала выступать против Ришелье, выпускала памфлеты против него и его тирании, пока не испустила последний вздох нищей в далёкой стране.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Дали в огне

Современное искусство не обязательно должно отрицать классику, социализм не обязательно пропитан ненавистью к аристократии, а художник — не всегда бедняк. Эти и многие другие истины…