Быть и чувствовать: каково быть тучным в жирофобном обществе

Все категории:

Тучное тело подвергается суровому осуждению, считается патологическим и является предметом интенсивного обсуждения, вращающегося вокруг того, как уменьшить такое тело в размерах до приемлемых, с точки зрения социума и медицины, пропорций. В своей книге всемирно известный социолог Дебора Лаптон исследует жир как телесную субстанцию и телесную форму, которые осмысляются сквозь призму сложных и постоянно меняющихся систем идей, практик, эмоций, материальных объектов и межличностных отношений. Публикуем отрывок из книги, посвященный тому, каково это — быть тучным в жирофобном обществе.

Каково это — быть тучным человеком в культурном контексте, порицающем жир и тучность? Каким образом тучные тела подвергаются дискриминации, какие чувства испытывают тучные люди по поводу своего тела и попыток сбросить вес, каков их опыт перемещения в пространстве? Тучность — это инвалидность?

Дискриминация тучных

«Отвращение к жиру», «ненависть к жиру», «угнетение тучных», «превосходство худых», «жирофобия», «охота на ведьм в отношении тучности и тучных людей», «предубеждения против веса» — эти и многие другие термины постоянно используются фэт-активистами для описания стигматизации и осуждения, которым подвергаются тучные люди. Тучные люди социально не защищены, они сталкиваются со стигматизацией и предрассудками в ряде социально-экономических областей. Статистически они чаще, чем остальные, живут в бедности, зарабатывают меньше, оказываются безработными, занимаются низкоквалифицированным трудом, у них ниже уровень образования и уровень жизни.

К тучным людям менее уважительно относятся сотрудники магазинов, они реже состоят в браке и часто подвергаются насмешкам и оскорбительным замечаниям со стороны коллег, друзей, членов семьи и незнакомцев в публичном пространстве

Медработники также относятся к ним негативно, считая их ленивыми, глупыми, недисциплинированными и никчемными, и рассматривают их тучность как результат слабоволия. Тучные люди часто уклоняются от визитов к врачу, потому что боятся негативной оценки со стороны врача, который заставит их взвешиваться. Тучные дети чаще оказываются жертвами преследования и предубеждений со стороны других детей, сталкиваются с остракизмом, высмеиванием и буллингом.

Приводят ли социально-экономические проблемы к тучности или, наоборот, тучность приводит к бедности и прочим социально-экономическим проблемам — это дискуссионный вопрос. Описанные выше формы дискриминации тучных людей могут приводить, например, к тому, что они будут не в состоянии получить высокооплачиваемую работу.

Существует мнение, что низкий социально-экономический статус тучных людей может стать причиной проблем со здоровьем, поскольку сочетание бедности, стигматизации из-за веса и обусловленного ими невысокого социального статуса порождает постоянный стресс. В сочетании с низким уровнем жизни и невозможностью заниматься физическими упражнениями и питаться высококачественными продуктами такая подверженность стрессу провоцирует заболевания, которые человек не может лечить из-за отсутствия доступа к высококачественной медицинской помощи.

Стигма, социальный остракизм и дискриминация, сопутствующие тучной телесности, очень во многом напоминают стигматизацию и дискриминацию, связанные с «неправильной» сексуальной ориентацией, этническим происхождением или расой, цветом кожи, религией или ограниченными возможностями здоровья. Однако существенная разница состоит в том, что тучность в нормативной культуре рассматривается как возникшая по вине самого человека, как телесная особенность, которую можно изменить, если только у тучного человека достанет самоконтроля и самодисциплины. Тем самым часто тучные люди рассматриваются как заслуживающие дискриминации, от которой они страдают, потому что они сами виноваты в своей тучности.

Комментарии, которые Джули Гутман, преподаватель Калифорнийского университета в Санта-Крузе, получила от студентов, записавшихся на ее курс по политике ожирения, свидетельствуют о негативном отношении к тучным людям.

Несмотря на то что в курсе, посвященном скептическому взгляду на «эпидемию ожирения», подробно разбиралась проблема социального конструирования и политического измерения ожирения и рассматривалась аргументация фэт-активистов, Гутман обнаружила, что многие студенты по-прежнему озвучивали доминирующие ортодоксальные представления о тучности как крайне нежелательном негативном и патологическом состоянии, свидетельствующем о неспособности человека взять на себя ответственность за свое здоровье и внешность.

Некоторые студенты выразили резко отрицательное отношение к попыткам одной из приглашенных спикеров — известной фэт-активистки, гордо и открыто признающей свою тучность, — показать им, что тучность не следует воспринимать негативно

Как сказал один из студентов, «по-моему, это просто слабость — вместо того чтобы постараться похудеть, она примирилась со своей распухшей личностью… мне кажется, в глубине душе ей бы очень хотелось похудеть».

Гутман считает, что эти реакции — знак всемогущества и вездесущности дискурсов неолиберализма, культивирующих представление о свободных субъектах, которые способны контролировать свою судьбу и сами определяют свою жизненную траекторию. Ее студентам было чрезвычайно трудно рассматривать тела других людей и свое собственное тело вне этих дискурсов. Несмотря на то что курс знакомил их с альтернативным способом мышления, они все равно придерживались мнения, что личная ответственность и контроль над телом очень важны, — если не ради здоровья, то, во всяком случае, ради сексуальной привлекательности и возможности «с кем-то встречаться».

Многие из них считали, что размер тела — это вопрос личного выбора, «силы воли», позволяющей сопротивляться соблазнам вредной еды, и желания «взять свою жизнь под контроль», «самосовершенствоваться». «Тучность — это выбор, а не дурацкое оправдание отсутствия самоконтроля», — написал другой студент. Подобные взгляды систематически излагаются в новостных репортажах об ожирении в западных странах, в документальных фильмах и телевизионных реалити-шоу о тучных людях, пытающихся похудеть.

Тучность и тело как товар

В дискурсе тела как товара ценности физической привлекательности и самодисциплины считаются сами собой разумеющимися. Внешний вид тела призван продемонстрировать ценность того, что внутри, ценность Я, поэтому так важно совершенствовать свою внешность.

Моложавый, подтянутый и привлекательный внешний вид — часть никогда не заканчивающегося проекта себя, в рамках которого тело рассматривается как пластичное и незавершенное, требующее постоянной работы и обновления, ухода, ремонта. И действительно, некоторые эксперты называют распространенный в наше время подход к восприятию и оценке своего тела и тела другого человека «косметическим взглядом». Этот взгляд конструируется с помощью доминирующих дискурсов технологий, практик и ожиданий, складывающихся вокруг идеи «улучшения тела», чтобы оно выглядело как можно более привлекательным.

С точки зрения подобных представлений о теле, самодисциплина означает, что для достижения и поддержания идеала своего Я (best self) необходимы время, усилия и деньги

Эти усилия необходимо прикладывать постоянно, ведь телу грозит обрушение в хаос старения, дряблости и тучности, если только не придерживаться изо дня в день стратегий ухода за телом.

В том, что я в другой своей работе назвала «триединством еды/здоровья/красоты», главная характеристика еды — худеют от нее или толстеют, помогает она достичь идеала здорового, стройного тела или, наоборот, отвлекает от этой задачи. В результате множество людей постоянно думают о том, насколько калорийна потребляемая ими пища и как она может повлиять на их здоровье или внешний вид. Даже те, кто не считают себя толстыми, не могут избавиться от подобной озабоченности, что в ряде случае провоцирует тревогу, вину, стыд и отвращение к себе из-за невозможности соответствовать стандартам здоровья, красоты и самоконтроля.

Люди, которые самоидентифицируются как тучные или с избыточным весом, часто описывают свои усилия как борьбу с непреодолимым чревоугодием. Им прекрасно известно, что их тучные тела — воплощение морального поражения. Тучные люди, пытающиеся похудеть, обычно полны надежд на светлое будущее: стоит только сбросить вес, и они станут более привлекательными, здоровыми и получат принятие и поддержку со стороны других. Но в действительности, даже и сильно похудев, они продолжают ощущать себя неполноценными, так и не достигшими воображаемого идеала телесности.

Процесс похудения детально описывается во множестве блогов, посвященных этой теме. Блогеры описывают этот процесс как напряженную борьбу между стремлением похудеть и почти непреодолимым желанием наесться «до отвала», «запоем». Одна женщина под ником Token Fat Girl (Образцово-показательная Толстушка), которая описывает себя как «запойного едока», пишет в своем блоге:

У меня ожирение, и дело не в умеренном или «нормальном» питании. Я со своих восьми лет озабочена своим весом и сижу на диетах так долго, что уже даже не помню, что такое нормальное питание и на что оно похоже.

Dietgirl (Диетчица), еще одна блогерка, также отмечает: «Для меня еда никогда не была просто едой — это был побег от мира, утешение, механизм, помогавший справляться с реальностью». Такие блогеры часто говорят о том, что несчастны из-за своего внешнего вида; с помощью похудения они надеются добиться того, чтобы не только хорошо выглядеть, но и хорошо себя чувствовать.

Skinny Hollie (Худышка Холли) очень хотела бы измениться внешне, но находит процесс похудения чрезмерно долгим: «Как бы мне хотелось поскорее дойти до такого момента, когда мне снова станет нравиться то, что я вижу в зеркале. Честно говоря, моя внешность меня расстраивает».

Еще одна блогерка пишет, что когда она поняла, что очень растолстела, то почувствовала, что утратила контроль над своим телом и вынуждена теперь прикрывать свою избыточную плоть: «На пляже с друзьями я стала скрывать свое тело. Я стыдилась своего тела, чувствовала себя уродиной, каким-то животным».

Дальше она пишет, что, похудев, снова смогла почувствовать себя счастливой: «Теперь я довольна собой и горжусь тем, что смогла все преодолеть и добиться такого результата. Следите за новостями: работа над собой продолжается!»

Как показывают эти слова, несмотря на то что большинство людей больше не следуют иудеохристианской этике самоограничения во имя духовных целей, идея награды за аскетизм — если не в виде святости, то в виде здоровья и сексуально привлекательной внешности — никуда не делась. Современные представления о тучном теле сочетают старинные идеи нравственности и морального поведения, противостоящего искушениям плоти, с эстетической концепцией телесности. Сохранять стройность — значит не только обуздывать желания, но и соответствовать нормативным идеалам красоты.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

11 главных слов, помогающих понять чешскую культуру

Кто придумал выражение «бархатная революция», что такое «выжечь пруд», как называется «мучительное состояние, порожденное видом собственного, внезапно обнаруженного убожества» и откуда взялось слово «робот»