Немного регионоведения: Южная Корея

Все категории:

Южная Корея меня всегда интересовала своей необычностью, даже для азиатского региона. Мы можем сказать, что в Восточной Азии есть два вида условно скажем социальных отношений: это этатистский национализм, который доминирует в Китае, Вьетнаме и некоторых других странах (т.е. отождествление нации с государством и подчинении последней первому) и некий традиционалистский национализм, в Японии например или частично на Тайване (парадоксально, но антикитайски настроенные Прогрессисты исповедуют именно этатистскую формулу, в то время как прокитайский Гоминьдан как раз ближе к “японской формуле” видения государства), т.е. где государство есть выражение нации и подчинено национальным традициям.

В Корее все не так. В корейском языке есть хорошее слово minjokjuŭi, оно означает национализм и позитивно воспринимается большинством корейцев. Национализм среднего корейца и мейнстримовые его версии в стране, это то, что в Европе “ай,ай,ай” и приравнено уже к нацизму. Т.е. любой кореец, и правый, и левый, вам скажем, что корейская культура лучшая в мире, что корейцы уникальный нация и что в Корею не следует завозить “другие культуры” ради диверсити, потому что зачем мешать светлую корейскую культуру с разными “варварскими порядками”. Забавно, но не более, чем в зоопарке на обезьян посмотреть. При этом, большинство корейцев Вам скажет, что высаживать десант в Монголию, ради научения варваров, тоже не будет – потому как “каждому своё”, этот принцип вывел один из лидеров корейской борьбы за независимость Ким Гу. “Я хочу, чтобы наша нация была самой великой, но никогда не завоёвывала других наций” – писал Ким Гу.

То, что в Корее считается “ультра-национализмом”, это разные экспансионистские проекты, вроде “завоевания Маньчужирии, потому как там когда-то было великое корейское государство Когурё”. Но большинство вряд ли решит, что отвоевать часть территории Китая дельная мысль и это такое дрочево для околоинтеллектуалов, а в целом корейцы следуют настановам Ким Гу.

А есть в корейском языке слово “kukkajuŭi”, это что-то вроде патриотизма. И на удивление оно имеет негативные коннотации. Потому что подразумевает не любовь к корейской нации, а любовь к государству. А это считается фу. Государство это бюрократы, штрафы за парковку, налоги и вообще пошло оно все.

Кореевед Брайан Майерс описал отношения среднестатистического корейца так: “Если в жизни корейца что-то позитивное, то это результат неустанной работы и таланта корейской расы, а все негативное – результат бездарности государства”. Да, южные корейцы в массе своей это такие либератрианцы-расисты ))) При этом без крайнего индивидуализма – корейцы очень социальны и как показала эпидемия, они способны объединятся и помогать друг другу. Не ожидая “приказов от начальства”, которого они не любят.

Недоверие к государственным структурам у корейцев не удивительна. Несмотря на то, что корейцы как националисты любят говорить о том, что у их государственности тысячелетняя история и создал их государство сын богов Тангун, по факту Корея как независимое государство существовало очень давно. И то, большую часть времени, как вассал Китая.

Разрыв между феодальной элитой Кореи и простыми корейцами был колоссальным. Аристократия была китаефильской, сплошь конфуцианской и у неё было больше общего с китайцами, чем со своими согражданами, в основном буддистами. Диалектов корейского полно было, поэтому по сути ни язык, ни религия не скрепляли общество, поэтому когда в 19 веке вспыхнуло корейское народное восстание, Император Кореи даже не смог собрать армию, чтобы его подавить и пришлось звать на помощь китайцев, которые прошлись по Корее огнем и мечом. Что возмутило японцев, у которых были свои планы на Корею и началась японско-китайская война, которую Япония выиграла и поглотила Корею. С китайской зависимости прямо в японскую. И теперь аристократия и правящий класс были не конфуцианцами в китайских одеждах, а ценителями японской поэзии и ревностно исповедовали религию синто.

Вероятно отсюда и берет своё начало недоверие корейцев государству – оно никогда не было корейским до 1945 года. Отсюда наверное и клановость бизнеса и политики (клан всегда ближе, когда государство “чужое”), и коррупция (обворовать ненавистное государство? А почему бы и нет?).

Этим они мне напоминают украинцев, кстати. Но при этом Южной Корее удалось стать одним из самых успешных государств современного мира. И тут два варианта: либо из-за своего разумного национализма (к этой версии я частично склоняюсь), либо же просто потому, что диктатора Пак Чон Хи их нагнул и сказал, что нужно делать. Всегда хотел найти ответ на этот вопрос, потому что он важный для украинцев, как мне кажется.

P.S. Говоря о версии, к которой я склоняюсь, то я считаю, что фактором успеха Южной Корее стало идеальное, как оказалось, соединение корейского национализма с христианством, которое начало экспансию после 50-х годов в Южной Корее. Таким образом Корея получила западные ценности (реальные западные ценности, а не весь тот мусор, который сегодня называют оными) без отказа от своей культуры и без потери национальной солидарности. Говорить, что причиной успеха является лишь национализм неверно, поскольку в Северной Корее тоже довольно националистическое общество, но этот национализм привел к деградации и полной закрытости, в то же самое время, говорить об успехе только христианства тоже неверно, можно посмотреть на ряд стран Латинской Америки, где экспансия христианства не стала синонимом успеха страны и общества.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Свободный Тайвань против коммунистического Китая в борьбе с коронавирусом

Если и есть страна, какая справляется с эпидемией коронавируса лучше других, то это свободный Тайвань, демократическая Китайская Республика.…
Читать дальше...

Как в Средневековье неверных жён уличали в измене, или Секрет детектора лжи на картине Кранаха «Уста истины»

«Уста истины» Кранаха демонстрирует одну из самых популярных легенд, которая зародилась в древней Италии. В этот период в…