Пятничные ордалии: выбор Синей Бороды и еврейская боль Торквемады, XV век, Европа

“Божия Матерь католических королей”, работа Педро Берругете, ок. 1493 г
Все категории:

Пылающий чердак Испании

Говорят, главный инквизитор Испании Томас де Торквемада имел в роду крещёных евреев и тайно от этого страдал. По другой версии, в юности его прокатила красивая арабка, и он поклялся мстить мусульманам! Как бы то ни было, бедняга истязал себя плёткой, отказывался от мяса и всячески умерщвлял свою плоть! А когда представлялась возможность, то и чужую. Ещё будучи настоятелем, отец Томас продал всех мулов в монастыре, приучая своих подопечных к прогулкам, а заодно отменил обувь и алкоголь. Наша “Горящая башня” (Torquemada созвучно с исп. “torre quemada”) — любовно называли его братья–доминиканцы, и под сводами их обители Санта–Крус в Сеговии витал дух братства и здорового образа жизни.

Сеговия в те времена являлась резиденцией королей Кастилии, и вдовствующая королева, находясь в шоке после смерти мужа, сделала Томаса духовником своей дочери. Торквемада вытащил счастливый билет, — девочка выросла в Изабеллу Кастильскую, и дальнейшая судьба его была связана с Католическими королями. Специально для них папа Сикст IV запилил отдельную испанскую инквизицию, и на кдпв как раз вся честная компания в сборе: Изабелла и Фердинанд на коленях, папа Сикст с веточкой и Торквемада с домиком слева. Став первым Великим Инквизитором на Пиренеях, он превратил заурядную казнь в искусство, объявив настоящую войну евреям, арабам и прочим нехристям, коих на полуострове всегда хватало. И главный вопрос: скольких реально загубил пылающий чердак Торквемады в Испании?

Отдел Абсолютного Счастья

На самом деле, задачей Святой Инквизиции было вытянуть из подсудимого признание и сбагрить дело в гражданский суд. Полностью спецслужба Католической Церкви именовалась в духе НИИЧАВО братьев Стругацких,— Святой отдел расследований eретической греховности. Конечно же, если раскаяние затягивалось, и еретический недуг крепчал, отцам–дознавателям приходилось прибегать к трём основным методам — дыбе, огню и водным процедурам. Но настоящим классом считалось отправить на суд неискалеченную жертву, в полной мере осознавшую глубину своего падения. Заправляли всем “чёрные братья” доминиканцы, настоящие Псы Господни (domini canes по лат.), и приданные им в помощь “серые” францисканцы. В ордене Святого Доминика всегда хватало громких имён: и философ Фома Аквинский, и авторы “Молота ведьм” Крамер со Шпренгером, и любимец индейцев Бартоломео де Лас Касас, и даже солнечный утопист Тамазо Кампанелла. Да и поборник гелиоцентрической картины Бруно Ноланец, прежде чем взойти на костёр, тоже носил доминиканскую пелерину. Целых семь лет бывшие коллеги по цеху уговоривали его отречься от вредных ересей, но тщетно. В результате, Джордано пострадал совсем не за науку, а за свои теологические взгляды и ослиное упрямство.

И вот что удивительно, сражаясь за чистоту веры с еретиками, Псы Господни постепенно выдавили из правосудия Божий промысел, заменив его собственным субъективным мнением. Что плавно вело человечество к созданию нынешней судебной системы.

Залёт Жанны Девственницы

По новым инквизиционным правилам судьи получили огромную власть, строя следствие на своих умозаключениях. Подсудимого ловко вводили в ступор, а потом вырывали признание, устраивая форменный экзамен. Пытки шли вишенкой на торте, как правило, достаточно было сунуть жертве шипцы под нос, чтобы она призналась в чём угодно. Но часто и этого не требовалось.

Когда в 1431 году в Руанском замке судили Жанну д’Арк, ей поначалу инкриминировали ведьмовство, но дело забуксовало. Чувствуя, что с магией не прокатит, святые отцы перешли к обвинениям в ереси. Жанна, при всей своей харизме и святости, не умела ни читать, ни писать, её познания в вере были отрывочны, и как только дознаватели углубились в теологические глубины, несчастная девушка начала путаться. В её показаниях не нашлось места решающей роли Католической Церкви, это был серьёзный залёт, и клерк суда записал на полях материалов допроса — “responsio mortifera” (смертельный ответ). Фактически, Жанна сама подписала себе приговор, что по старым судебным законам было почти невозможно.

Выбор Синей Бороды

До внедрения инквизиционных методов в Раннем Средневековье царствовала обвинительная судебная процедура, или “Божий суд”. И когда, спустя девять лет после казни Жанны д’Арк, дело коснулось её ближайшего сподвижника барона Жиля де Ре, он попытался её реанимировать. Жиль, блестящий маршал Франции, богатейший человек Бретани, известный позже, как Синяя Борода, сначала хотел отбить Жанну у церковников, потом тёрся с алхимиками и вообще жил на широкую ногу. Всё это не могло не раздражать и Церковь, и короля, и могущественных бретонских соседей. И в 1440 году барона де Ре обвинили в колдовстве, заключении сделки с дьяволом и, главное, — в убийствах и изнасилованиях детей. Понимая, что дело может кончиться плохо, признаваться барон наотрез отказался, предложив взамен, чтобы его испытали калёным железом.

Испытание, которое просил для себя Жиль де Ре, как раз относилось к старинной обвинительной процедуре. Обвинительной — потому как дело не могло начаться без истца, приносящего клятву в истинности своих намерений. В ответ обвиняемый мог выбрать себе судебное испытание, ордалию, их описание содержится во всех Правдах: и в Вестготской, и в Салической, и даже в Русской, под редакцией Ярослава Мудрого.

Цыганка с картами

Чрезвычайно убедительно выглядели односторонние ордалии, проводимые при помощи железа (человек держал в руке раскалённый кусок металла), кипящей воды (из котла нужно было что–то достать), холодной воды (подсудимый пил её вёдрами), или экстремального купания (связанного бросали в реку, проверяя его плавучесть). Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый бросал перчатку обвинителю, и они бились в честном поединке! При этом, при наличии средств, вместо себя можно было выставить бойца, прямо как в дуэли принца Оберина с Горой Клиганом. Существовали ещё и божественные ордалии, знаки свыше, когда человека вешали, а у него обрывалась веревка, или пропадал нужный инструмент, или косячил палач. Апофеозом божественной ордалии выступала какая–нибудь волоокая девица, с предложением забрать “преступного негодяя” в мужья, и суд радостью удовлетворял её просьбу.

Факт, что при всех ордалиях судьи оставались лишь свидетелями высшей воли, и такой расклад им совершенно не нравился. И в нашем случае, Церковь отказала Жилю де Ре: его дважды пытали, и бедняга во всём признался, потеряв жизнь, честь и своё богатство.

Никто не ждёт испанскую инквизицию

Кстати, переход от обвинительного к инквизиционному процессу в истории права считается настоящей революцией. Момент созрел к XII веку, когда изо всех щелей Святого Престола потекли ручейки еретических движений. Недаром, “ересь” по–гречески это “выбор, направление”, новые христианские догматы не всем понравились, и целые области в Италии и Франции завернули не в ту сторону. Никакой “Божий суд” с ними бы уже не справился, и РКЦ, покопавшись в римских анналах, нашла старый судебный принцип: признание обвиняемого является главным доказательством его вины!

Прямо перед этим, в 1215 году, IV Латеранский собор провозгласил обязательную исповедь для христиан, разом посадив всех греховодников под колпак. Теперь разоблачение еретиков можно было ставить на поток, и два странствующих монашеских ордена Св. Доминика и Св. Франциска с радостью засучили рукава.

Вскоре в крупных городах обосновались стационарные инквизиционные трибуналы, и если “кто–то кое–где у нас порой” задумывал некий всплеск ереси, туда мигом направлялся опытный сотрудник для создания мобильного трибунала на базе местных служителей культа. Окидывая собравшихся мирян проницательным взором, прибывший инквизитор творил молитву, после чего призывал заблудших покаяться, а прочих в течении недели сдать всех известных им грешников. При этом, всем присутствующим предоставлялось временное отпущение грехов, в течении которого они могли одуматься. По окончанию установленного срока, начинались аресты, поскольку граждане сразу же и с удовольствием начинали стучать друг на друга, решая наболевшие семейные и бытовые проблемы. Вообщем–то, знакомая картина.

Английские учёные сообщают

Скрупулёзное ведомство Торквемады оставило после себя тонны бумаг, и отважные исследователи до сих пор тонут в этом болоте. До недавнего времени назывались цифры, как минимум в 8–9–10 тыс. сожжённых заживо, ещё 6–8 тыс. сожженных чучел улизнувших (видимо, по методике вуду), и сотню тыс. осужденных по тюрьмам и каторгам. И главный источник обвинений приведён ниже. Однако, РКЦ надоело сносить оплеухи, и не так давно папа Иоанн–Павел II заказал исследование группе учёных, среди которых даже попадались атеисты. Согласно их вердикту, великий инквизитор Томас де Торквемада в конце XV века сжег в Испании не более 2 тысяч человек. А при Габсбургах за полтора века (с 1540 по 1700 гг.) испанская инквизиция засудила “всего” лишь 44 тысячи еретиков, из которых на костер пошли жалкие 2%. При этом на “золотой” XVI век в испанской истории приходится и колониальный захват Америк, и революция в Нидерландах, а на начало XVII — изгнание арабов–морисков. Не иначе как инквизиция научилась работать бескровно, но кому здесь верить? Как водится, правда где–то посередине.

P. S. Прощание славянки

Но главный косяк сурового отца Томаса, — Альгамбрский эдикт, вложенный в уста любимой наставницы. Согласно ему, из объединённого королевства Кастилии и Арагона изгнали около 130 тыс. евреев, что могло составить до 20% всего населения. Самая богатая и влиятельная диаспора Пиренеев, распродав за бесценок своё имущество, отправилась прямиком в лапы окрестных бандитов. На этом лютый пинзец не закончился, оставшиеся крещёные евреи–марраны, в силу подозрений и доносов, стали ключевыми клиентами Святой Инквизиции. Которая, как известно, в те времена находилась на самоокупаемости.

Спустя 500 лет, 1 апреля 1992 года, король Хуан Карлос I признал позорный акт недействительным. Испанский монарх зашёл в Мадридскую синаногу и попросил прощения у всего еврейского народа.

0 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like
Читать дальше...

Кем был реальный прототип Доктора Фауста, и почему в XVI веке считали, что он продал душу дьяволу

История алхимика и ученого, продавшего душу дьяволу, известна во всем мире. Несмотря на явно мистические мотивы, у доктора…